Диагностика функциональных систем в современной пунктурной рефлексотерапии (2007) ***

Бойцов И.В. // Рефлексология. – М., 2007. – № 3-4 (15-16). – С. 50-55. 


Значимость диагностики для врача, использующего методы пунктурной рефлексотерапии трудно переоценить. В зависимости от поставленных целей используются те или иные методы диагностики, а точнее то или иное направление диагностического поиска [5]. Если необходимо знать состояние точек акупунктуры и сопоставить его с состоянием корреспондируемых функциональных систем выбираются методы пунктурной диагностики. Главной особенностью этого диагностического направления является, доказанный еще доктором Фоллем, постулат о том, что физиологические свойства какой-либо акупунктурной точки указывают на состояние не всего органа или функциональной системы, а только какой-то строго определенной ее части. Например, по отдельным точкам на канале желудка определяют состояние пищевода, тела желудка, привратника, брюшины и т.д., но нет ни одной точки, указывающей на общее состояние желудка [11]. Поэтому, если необходимо знать общее состояние морфофункциональных систем (МФС) и в частности состояние меридианов, как составных частей корреспондирующих их МФС, западные специалисты пунктурной рефлексотерапии применяют методы сегментарной нейрофункциональной диагностики

Рис . Схема составных частей морфофункциональной системы

Предложенный нами термин «сегментарная нейрофункциональная диагностика» объединяет в себя диагностические методы, позволяющие тестировать способность сегментарного вегетативного аппарата осуществлять вегетотрофическую регуляцию дерматомов, миотомов, склеротомов, остеотомов и спланхнотомов, как составных частей морфофункциональных систем (рис.1) [4]. Так как кожный покров более доступен для обследования, чем внутренние системы организма, то в практической медицине наибольшее распространение среди методов сегментарной нейрофункциональной диагностики получили те, которые используют именно кожные сегменты для диагностики функционального состояния сегментарного вегетативного аппарата, а общую схему проведения такого тестирования можно представить следующим образом (рис. 2):

Рис . 2  Схема проведения сегментарной нейрофункциональной диагностики

во-первых, проводится раздражение кожных нервных рецепторов дерматома.  При этом в качестве раздражителя чаще всего используется электрический ток или иной источник раздражения, как правило, термоисточник;
во-вторых, интенсивность раздражения должна быть такова, чтобы генерированный нервным проводником афферентный импульс был незатухающим, дошел до соответствующих  кожному сегменту спинальных нейронов и через вставочные нейроны передал раздражение на сегментарные эфферентные вегетативные нейроны;
в-третьих,  эфферентные вегетативные нейроны, изменяя свое функциональное состояние, меняют степень вегетативной регуляции соответствующего кожного лоскута.   При этом, изменение функциональной активности эфферентных нейронов и соответственно вегетотрофического обеспечения связанного с ними участка кожи является по сути рефлекторной ответной реакцией организма на сегментарное раздражение кожных рецепторов;
в-четвертых, данная сегментарная реакция, сопровождающаяся изменением вегетотрофического обеспечения соответствующего участка кожи, приводит к изменению физиологических свойств кожи, таких, например, как электрическое сопротивление, порог болевой чувствительности и др.

Качественные и количественные характеристики ответной реакции зависят от физиологического состояния всех участников рефлекторной дуги, но в первую очередь, от функциональной активности сегментарных эфферентных вегетативных нейронов.
Дальнейшая интерпретация результатов диагностики, а точнее всех характеристик рефлекторной ответной реакции, проводится исследователями в следующих основных направлениях [7]:

1) Врачами лечебного профиля проводится интерпретация в рамках определения функциональной активности внутренних систем организма, исходя из единства сегментарной вегетативной регуляции конкретных внутренних органов и конкретных кожных сегментов;
2) Врачами хирургического профиля оценивается характер вегетативной регуляции кожных лоскутов в местах хирургических разрезов или предназначенных для дальнейшей пересадки;
3) Врачами спортивной медицины проводится сопоставление характера сегментарной вегетативной реакции для оценки вегетативной регуляции сухожильно-мышечных групп морфофункциональных систем;
4) Врачами-косметологами проводится сравнительная оценка вегетативной регуляции дерматомов и внешнего вида этих участков кожи;
5) Специалистами традиционной китайской медицины проводится сопоставление полученных вегетативных характеристик с состоянием меридианной системы пациента.

Таким образом, общим для всех методов сегментарной нейрофункциональной диагностики является определение характера вегетативной регуляции внутренних органов, сухожильно-мышечного аппарата и кожного покрова на основе исследования возбудимости нейронов сегментарного отдела вегетативной нервной системы на фоне низкоинтенсивной стимуляции нервных рецепторов кожных сегментов.
Как было указано выше раздражителем для проведения данных исследований, как правило, является термоисточник или электрический ток.

Прогревание полынной сигаретой определенных зон дистальных фаланг пальцев рук и ног с целью определения порога болевой чувствительности  впервые было предложено доктором Акабане в первой половине ХХ века [9]. При этом по результатам исследования проводилась сравнительная оценка времени от начала прогрева до появления чувства резкого жжения в симметричных зонах правой и левой конечности. Если разница во времени была значительной, то делался вывод о том, что один из парных китайских меридианов, соответствующих этому сегменту кожи, находится в дисбалансе право-лево, или иными словами, один из симметричных каналов возбужден, а другой угнетен. В настоящее время этот принцип диагностики используется в практической медицине и известен как метод термоалгометрии, но при этом вместо полынной сигареты используют термодиод, а процесс тестирования автоматизировали, и теперь пациент сам нажатием на кнопку фиксирует время наступления внезапного болевого жжения. Также расширен диапазон используемых сегментов, включая не только сегменты, соответствующие китайским меридианам, но и каналам, открытым доктором Фоллем [11]. Интерпретация результатов диагностики автоматизирована, иллюстрирована графиками и фантомами и представляет собой программный продукт (программно-аппаратный комплекс «РУНО»). Но, по-прежнему, критерием оценки результатов исследования остается субъективный ответ пациента: «Больно - не больно». При этом, конечно, ни о каких объективных показателях речи быть не может, так как мы не можем предугадать, как изменится порог болевой восприимчивости пациента в процессе самого тестирования  после, например, пятого или десятого, или двадцатого нанесения ему внезапного болевого раздражения. Конечно, также нельзя объективно оценить какие-либо вегетативные показатели, так как эти показатели тоже будут непредсказуемо меняться во время процедуры диагностики. Кроме этого, данный диагностический тест не может быть применен у детей, у пациентов с нарушенной психикой, при спинальных нарушениях, радикулопатиях, дистальных полинейропатиях и т.п.

В настоящее время среди методов сегментарной нейрофункциональной диагностики наиболее часто применяется метод диагностики по «риодораку» японского врача Накатани, предложенный им в пятидесятых годах прошлого столетия [2,3,10]. При этом в качестве раздражителя используется низкоинтенсивный электрический ток, и, что очень важно, сила раздражения никогда не выходит за порог субъективных ощущений пациента, т.е. пациент во время тестирования не чувствует раздражения, а степень ответной реакции с эфферентных нейронов оценивается исходя из изменений электропроводности кожи под активным электродом.

Технически процедура тестирования заключается в следующем: в течение 2-3 секунд на определенную (репрезентативную) зону кожного сегмента дается раздражение электрическим током напряжением 6, 12 или 21 вольт и силой тока при замкнутых электродах 200 мкА. В результате ответной рефлекторной реакции на такое раздражение электрическое сопротивление кожи снижается, а ее электропроводность растет. Через 2-3 секунды от начала раздражения проводится одномоментный замер силы тока, проходящего через кожу в области активного электрода. Эти данные для каждого кожного лоскута заносятся в стандартную карту «риодораку» для дальнейшей интерпретации. После окончания тестирования рассчитываются нормативы для каждого дерматома, с которыми проводится сравнение полученных результатов. При этом показатель кожной электропроводности, попавший в коридор нормы, при условии нормального общего тонуса организма, равновесия между симпатической и парасимпатической системами и отсутствия специфических квадрантных нарушений проводимости на конечностях, указывает на то, что данный участок кожи имеет нормальную вегетативную регуляцию, и все составные части (дерматом, миотом, склеротом, остеотом, спланхнотом) соответствующей морфофункциональной системы также получают нормальное вегетотрофическое обеспечение [4]. Если полученный показатель с какого-либо дерматома оказывается выше или ниже коридора нормы, то это указывает на то, что данная МФС соответственно имеет повышенное или недостаточное  вегетотрофическое обеспечение.

Безусловно данный тест значительно выигрывает по сравнению с термоалгометрией и, прежде всего, в объективности получаемых показателей, не зависящих от настроения пациента. Но и этой методике присущи свои недостатки, и ниже, в процессе изложения основ следующего метода сегментарной нейрофункциональной диагностики мы их рассмотрим.

Итак, третьим способом сегментарной нейрофункциональной диагностики является разработанный нами метод «динамической сегментарной диагностики» или, кратко, «ДСД-тест» [4,5,6,8].
В качестве раздражителя мы используем электрический ток напряжением 6-21 В и силой тока при замкнутых электродах 150-250 мкА. При этом интенсивность раздражения кожных рецепторов не достигает порога субъективных ощущений у пациента.

Схематически процедура тестирования состоит из следующих этапов:
во-первых, проводится раздражение электрическим током нервных рецепторов репрезентативной зоны кожного сегмента малой интенсивностью раздражающего сигнала;
во-вторых, сила раздражения постепенно возрастает и достигает максимального уровня в момент максимальной ответной реакции;
в-третьих, постоянно в процессе тестирования отслеживается динамическое изменение кожной электропроводности под активным электродом. График этого изменения представлен на рисунке 3. По мере раздражения кожных нервных рецепторов электропроводность начинает повышаться и через время t1, равное 7 -50 секунд, достигает максимальных величин, т.е. дальнейшее раздражение кожи не приводит к увеличению ответной реакции с сегментарных вегетативных нейронов. Если и далее проводить раздражение кожных нервных рецепторов, то через определенный промежуток времени t2, равный 1-2 минутам, активность нейронного аппарата начинает падать, угнетаться, и электропроводность кожи под активным электродом снижается за время t3, равное 3-10 минутам, до своих первоначальных величин.

Таким образом, в процессе тестирования мы выделяем стадию возбуждения нейронной группы (рис.3, ‘А’), стадию стабилизации возбуждения или «плато» (рис.3, ‘В’) и стадию угнетения нейронов (рис.3, ‘С’). В практической медицине для экономии времени тестирование проводится до момента стабилизации показателей кожной электропроводности на максимальных значениях, т.е. до момента выхода на «плато». Поэтому продолжительность процедуры ДСД-тестирования всех 24-х кожных лоскутов составляет, как правило, 10-15 минут.

 

Рис 3. Стадии ответной реакции нейронного аппарата под действием тестирующего тока (ДСД-тест)

 

Интерпретация результатов диагностики заключается  в расчете и оценке показателя общего тонуса организма, показателей равновесия между симпатической и парасимпатической системами, показателей кожной электропроводности верхних и нижних конечностей, а также показателей рефлекторной ответной реакции отдельных морфофункциональных систем - показателя «вегетативного обеспечения деятельности» (ВОД) и показателя «вегетативной реактивности» (ВР).  
Показатель «ВОД» – это те максимальные значения кожной электропроводности, которые были зафиксированы во время тестирования дерматома, т.е. значения электропроводности на стадии «плато». На рисунке 4 представлены графики систем с нормальным показателем вегетативного обеспечения деятельности (‘В’), с повышенным (‘А’) и со сниженным показателем ВОД (‘С’).

Рис .4  Варианты изменения показателя вегетативного
обеспечения деятельности МФС при проведении ДСД-тестирования
(объяснение в тексте)

Показатель «ВР» рассчитывается по формуле:

                      Imax
VRi = 0,9 ki  ------    ,
                       t0,9
где   VRi показатель ВР;
          Imax сила тока выхода на плато;
          t0,9 – время, в течение которого сила тока возросла до значения 0,9 х Imax;
          ki – коэффициент сегментарного уровня.
На рисунке 5 представлены графики систем с нормальным показателем ВОД, но с разной вегетативной реактивностью: ‘В’ - нормальной, ‘А’ - с повышенной и ‘С’ - с пониженной ВР.

 

Рис 5. Варианты изменения графика вегетативной реактивности МФС при проведении ДСД-теста.

Таким образом, по результатам динамической сегментарной диагностики врач получает объективные данные о вегетативном статусе морфофункциональных систем и всего организма в целом. Кроме того, при проведении ДСД-тестирования исключается главный недостаток теста «риодораку», а именно:
во-первых, при получении повышенного показателя электропроводности в методе Накатани врач не может определить, чем обусловлено такое повышение электропроводности кожи – или морфофункциональная система действительно работает с повышенной нагрузкой и поэтому требует повышенного вегетативного обеспечения (рис.6, ‘A’), или система имеет просто повышенную вегетативную реактивность (рис.6, ‘B’);

Рис . 6  Варианты интерпретации повышенного показателя «риодораку»
                (объяснение в тексте)

во-вторых, при получении заниженного показателя в тесте «риодораку» врач не может определить, чем обусловлено такое снижение электропроводности кожи – или система действительно угнетена и снижен показатель вегетативного обеспечения деятельности МФС (рис.7, ‘A’), или только снижена вегетативная реактивность этой системы. (рис.7, ‘B’);

Рис .7  Варианты интерпретации сниженного показателя «риодораку»
                (объяснение в тексте)

в-третьих, при получении нормального показателя «риодораку» исследователь не может знать, как поведет себя этот показатель при дальнейшем раздражении кожных рецепторов – или он и дальше будет повышаться и стабилизируется на каких-то нормальных значениях, и тогда эта система имеет нормальное вегетотрофическое обеспечение (рис.8, ‘C’), или эта сегментарная нейронная группа после нормального ответа на раздражитель малой интенсивности при дальнейшем ее раздражении будет истощаться (рис.8, ‘B’) или наоборот чрезмерно возбуждаться (рис.8, ‘А’), тогда в этих случаях показатель электропроводности на стадии «плато» не будет нормальным, что в конечном итоге указывает на скрытую или компенсированную патологию данной МФС.

Рис. 8  Варианты интерпретации нормального показателя «риодораку»
                (объяснение в тексте)

Таким образом, в настоящее время в арсенале практического врача среди методов сегментарной нейрофункциональной диагностики наиболее достоверным и информативным является метод динамической сегментарной диагностики [1, 6, 8].

 

 

РЕЗЮМЕ:
Для оценки общего состояния морфофункциональных систем и в частности меридианов, как составных частей этих систем, западные специалисты пунктурной рефлексотерапии применяют методы сегментарной нейрофункциональной диагностики, среди которых наибольшее предпочтение следует отдать направлению электрокожных измерений и, в частности, методу динамической сегментарной диагностики.

 

Литература:

1. Бойцов И.В. Компьютеризованный комплекс “POINTS”: электропунктурная диагностика и пунктурная терапия // Рефлексотерапия. – М, 2002. – № 2. – С. 55-56
2. Бойцов И.В. Электропунктурная диагностика по “риодораку”. - Витебск, 1996. - 192 с.
3. Бойцов И.В. Электропунктурные измерения: интерпретация, программное обеспечение и практическое применение: Дис. ... канд. мед. наук: 14.00.34 / БелМАПО. - Минск, 1999.
4. Бойцов И.В. Место нейрофункциональной диагностики среди пунктурных методов исследования // Рефлексология. – М, 2004. – № 2
5. Бойцов И.В. Основные принципы электропунктурной диагностики // Рефлексотерапия. – М, 2003. – № 3(6).-C.51-55
6. Бойцов И.В. Динамическая сегментарная диагностика нейрофункционального статуса систем организма // Рефлексология. – М, 200.... – № ...
7. Бойцов И.В., Улащик В.С. Электропунктурная диагностика и основные направления ее использования // Здравоохранение. - Минск, 2000. - № 9.
8. Интернет - сайт: www.avicenna.vitebsk.net
9. Akabane K. Method of Hinaishin. - Tokio, 1956.
10. Nakatani Y., Yamashyta K.  Ryodoraku Akupunkture. Japan. Tokyo. 1977
11. Voll R. Topographische Lage der Messpunkte der Elek­troakupunktur. Textband I,II,III - Aufl. Uelzen, 1976.

Комплексная терапия заболеваний позвоночника

Счётчик


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterToday190
mod_vvisit_counterYesterday88
mod_vvisit_counterThis week581
mod_vvisit_counterLast week1084
mod_vvisit_counterThis month1142
mod_vvisit_counterLast month4213
mod_vvisit_counterAll867124

Online (20 minutes ago): 8
Your IP: 3.144.243.184
MOZILLA 5.0,
Now is: 2024-05-08 21:03